Не так давно в Нижнем Новгороде мы встретились с президентом Французского Института туризма Жан-Люк Мишо и директором совета по туризму департамента Сена и Марн Лоран Девилер, которые за время своего визита успели немного познакомиться с некоторыми регионами России. Первое, что мы постарались выяснить - почему Россия, являющаяся одним из мировых лидеров по природным и культурно-историческим достопримечательностям так мало интересна и мало известна иностранцам?
Иностранные эксперты подумав пришли к выводу: регионы России обладают всеми ресурсами для привлечения туристов, в том числе зарубежных - здесь интересны история, культура, народные ремесла, природные богатства. Но, конечно, предстоит много работы по созданию узнаваемой и конкурентоспособной марки. На взгляд гостей из Франции, например, Нижегородская земля как нельзя лучше соответствует образу «Легендарная Русь» - на это «работают» овеянное легендами озеро Светлояр, древнее Поветлужье с сохранившимися географическими названиями на санскрите, удивительный Городец, самобытные народные промыслы края. И если потребность почувствовать пульс деловой российской столицы иностранные гости сполна реализуют в Москве, а проникнуться атмосферой царского, дворцового города смогут в Санкт-Петербурге, то за легендой, тайной они захотят отправиться на нижегородскую землю.
Впрочем, важное уточнение: захотят лишь тогда, когда им это убедительно представят. Пока этой убедительности мало. Вот для этого и нужно позиционировать себя, объединив всех тех, кто занимается туризмом в регионе. Такое
Что русскому хорошо, то немцу...не очень – поговорка, как нельзя лучше применимая к туротрасли. Ну, может, не так уж жестко, но суть верна. Мы со всей щедростью души зазываем гостей на экомаршрут – а они, привередливые, этого не оценят. Не по нраву им придутся «эх, дороги...» нашей глубинки, комары как пикантная добавка к природным красотам и изба с целым набором экзотики, но без Wi-Fi. Экотуризм, по мнению французских экспертов, сам по себе не привлечет потоки беглецов от цивилизации. Европейцы вроде и не прочь «в деревню, в глушь» ...часов на несколько. А вот предложение посвятить день прогулке по деревне, пусть посреди экологически чистых природных красот, но без античного акрополя (храма, термы и т.д.), увы, обречено. Западных туристов трудно заманить исключительно «на природу». Есть, конечно, исключения. Но основная масса избалованных культурными и историческими местами путешественников готова заехать в заповедный уголок на green-party (барбекью и т.п.) - весьма востребованный формат загородного досуга. Причем, сделать это не вместо, а после насыщенной экскурсиями программы.
Применительно к экотуризму в Нижегородской области был рассмотрен пример - природный парк «Воскресенское Поветлужье». Звучного названия, равно как и красивых фотографий лесного края, оказалось недостаточно, чтобы эксперты (а значит, и зарубежные клиенты) выделили бы этот объект среди множества других. Прогулка вокруг озера Светлояр тоже не показалась готовым турпродуктом. А вот привязка к теме «Легендарная Русь», приглашение не на озеро, а в таинственный «Китеж-град», да еще, например, на событие – в день Ивана Купала – это вызывает интерес.
Нередко мы предлагаем турпродукт, слабо представляя потребителя. Те же экомаршруты, допустим, могут быть востребованы в сегменте семейного туризма, а может, познакомиться с нашей природой пожелают специалисты-биологи. И понятно, что каждой из этих групп нужно предложить что-то именно для нее. На переполненном до отказа рынке туруслуг выделится предложение четко спозиционированное, новое (или хотя бы кажущееся таковым). И – как на любом рынке – заманить покупателя можно ценой. Регион, который для многих terra inсognita, новым только в силу своей неизведанности не будет. А выгодной тарифной политикой (по сравнению с более раскрученными регионами) гостей, возможно, привлечь удастся. Наконец, даже самый удачно «упакованный» турпродукт не обречен на вечный успех: он должен быть готов к модификациям под меняющиеся запросы клиентов и рынка. Французские гости предупредили, что путь продвижения в туристической сфере тернист не только в начале. И зачастую бывает так, что турпродукт успешно создан и грамотно предлагается, а туристские потоки пойдут не сразу. Поэтому настраивать себя и всех привлеченных к проекту партнеров на быструю отдачу не стоит.
Председатель совета
И все таки быть на туристском рынке продукту
Авторы: Дина Квасова и Сергей Кривцов